Размышления о мозге и саморазвитии, и немного о бесполезной литературе

Рубрики Блог

В институте мне довелось изучать особенности работы головного мозга человека, как на уровне психологии, так и на уровне нейрофизиологии. Я не по наслышке знаю что такое нейронные связи, когнитивные функции, принципы памяти человека, а название строительного магазина «Аксон» вызывает у меня закономерный вопрос — знают ли авторы названия что означает это слово и каков тогда сакральный смысл такого названия в итоге?

И вот сегодня, наткнулась я на интересную статью — «Полезные книги для развития творческого мышления». Очень актуальная для меня тема, я люблю различные методики, способствующие развитию когнитивных способностей, конечно же, я ринулась эту подборку смотреть.

Все началось отлично, книги интересные, даже с практическим применением, но, тут я увидела в анонсе одной из книг вот такую фразу «Еще недавно ученые считали, что развитие творческих способностей у взрослых невозможно и что нейроны и синапсы, не используемые в течение долгого времени, нельзя восстановить. Хорошая новость: это предположение было научно опровергнуто». И тут, как говориться, Остапа понесло.

Не было такого предположения никогда! Ученые никогда не говорили о том, что нейроны и синапсы нельзя восстановить. Потому что каждый ученый, имеющий отношение к анатомии и физиологии знает о феноменальной (фантастической) способности человеческого организма к регенерации, и в случаях когда это невозможно, о существовании так называемых компенсаторных возможностей органов и систем.

Существует утверждение о том, что не используемые в течение долгого времени синапсы могут перестать функционировать и придется заново устанавливать эту утерянную связь. Но уж никак не «нельзя восстановить». Приведу пример — в юности вам ужасно нравилось решать судоку, сначала вы учились, совершали кучу ошибок, потом стали делать это блестяще, а потом вам это надоело — ибо стремится больше не к чему и вы перестали. Спустя 20 лет вы случайно наткнулись на судоку и решили попробовать его решить. Вы почувствуете ровно то же, что почувствовали в первый раз — туго идет, не получается, долго решаете даже простой пример, но, в этот раз все будет совсем иначе — вы быстрее добьётесь «блестящего» результата, потому что «не разрушается полностью» синапс (и уж тем более нейрон). Он как бы засыпает, старается не мешать тем, кто сейчас активен (см. Формирование синапсов в мозге). Это защитная реакция организма, это мудрая природа)

В детстве эти связи образуются легче, потому что их меньше, потому что обмен веществ еще в порядке, потому что задача стоит как раз создать как можно больше этих связей, иначе будет сложно конкурировать в среде себеподобных. Но. Если вы решите чему-то научиться, будучи взрослым, вы это сделаете, достаточно быть железобетонному мотиву, который будет вас каждый день стимулировать учиться. А мозг не подведет, будьте уверены, и ученые об этом знают ооочень давно!))

Я нашла две очень интересные статьи (опубликовала их в блоге и сразу понятно, какие именно — с самыми занудными названиями), которые важны для понимания того, как работает наш мозг. Это магия. Если вникнуть и понять, как работает передача импульса в мозге, можно с легкостью делать выводы о том, хорош ли новый бестселлер о «Безграничных возможностях вашего мозга» или это просто очередная ерунда, выпущенная благодаря хайпу вокруг «быть не таким как все», «творчество — важный аспект жизни современного человека» и прочей модной суеты вокруг саморазвития (исключительно творческого).

Я не против, развивать себя нужно обязательно, но почему-то большая часть людей предпочитает развивать творческие способности, читая книги псевдопсихологов, а не походом в музей, театр или чтением классической литературы. У меня есть версия на этот счет — проще прочитать (или послушать, что вообще сэкономит массу времени и без того занятого человека) 60 страниц беллетристики и «хапнуть» полезной информации, моментально став гением, чем методично и бережно развивать чувство вкуса, вникать в теории и практики великих людей, учиться, обязательно ошибаться, преодолевать страх и даже, возможно, достичь момента понимания «творчество — это не моё».

Мы живем в век безумных скоростей, нам нужно все успеть и всего достичь. Это прекрасно. Но это накладывает на нас большую долю ответственности, потому что если не фильтровать поступающий к нам гигантский объем информации (а иногда этим как раз пренебрегают, потому что времени мало, а дел много), в какой-то момент мы можем уйти не в ту сторону и оказаться в такой точке заблуждения, из которой вернутся назад будет практически не возможно.

Все книги на эту тему базируются на принципах психологии, на методиках диагностики отклонений и их коррекции. Когда-то это было доступно лишь психологам, сейчас это популяризировано, потому что долгое время психология была наукой загадочной, она раскрывала (или создавала) секреты человеческой сущности, потому вызывала благоговение у людей, которые были от нее далеки. Сейчас столько литературы на тему психологии, развития мышления, памяти и прочего. Это очень хорошо, но тут важно понимать, что мозг — инстанция хрупкая и легко поддающаяся программированию из вне, поэтому придерживаюсь принципа: развивать — да, захламлять — нет!